woody_alex (woody_alex) wrote,
woody_alex
woody_alex

Умка о Майке Науменко

"Пять вопросов Умке, участнице концерта "Майку Науменко -- 50 лет"

В клубе "Точка" отмечают полувековой юбилей лидера группы "Зоопарк" Майка Науменко, умершего в августе 1991 года. Человека, научившего всю страну петь настоящий рок-н-ролл, придут поминать вовсе не VIP русского рока. Наоборот, набор поздравителей в хорошем смысле маргинален -- среди них бешеный тюменец Ник Рок-н-Ролл, авангардный питерец Леонид Фёдоров и московский скоморох Псой Короленко. Перед концертом мы расспросили о Науменко певицу Анну "Умку" Герасимову, продолжающую традицию русскоязычного ритм-энд-блюза, которую основал Майк.

В чём заслуга Майка перед русской музыкой?
Он показал, как нужно петь рок-н-ролл по-русски. Он сумел перенести этот дух на русскую землю. Корни его песен -- это Лу Рид, Марк Болан, Rolling Stones. Он никогда не обольщался призраком русского рока, шёл напрямую "оттуда" -- воспринимал западную культуру в чистом виде. Некоторые важные вещи из рок-классики он прямо брал и переводил -- и это был почти пушкинский подвиг. Ведь Пушкин в своё время без малейшего ущерба для национальной культуры пересадил на русскую почву французскую поэзию. А Майк -- американский ритм-энд-блюз.
Был ли импульс "Зоопарка" воспринят и развит русской рок-музыкой?
Не совсем. Их музыка изначально была субкультурным явлением, а иконой русского рока Майк стал потому, что помер. Будь он сейчас жив, никакой мейнстрим к нему и близко бы не подошёл. Мне вообще-то сложно судить, насколько живо дело Майка: я сама работаю в этом стиле. И чувствую некий вакуум вокруг -- мало людей, которые бы продолжали эту незамутнённую американскую традицию. Так называемый русский рок сейчас делается людьми, которые слушали тех, кто, в свою очередь, перенимал у западных артистов, то есть потребляли нечто уже даже не вторичное, а третичное.
Однако ведь было несколько попыток вывести Науменко за пределы узкого загона -- три года назад Дмитрий Дибров сделал пластинку песен Майка...
Дибров, по-моему, сделал нечто постороннее. От чистого сердца, не ради популярности и денег. Но постороннее. Но я вот не могу слушать "Зоопарк" постоянно. Только поставлю -- начинается облом: хочется же, чтобы это всё прозвучало в нормальной записи! Вот Дибров, возможно, и хотел представить эту музыку, но только записанную по-человечески. Но ведь невозможно представить себе песен Науменко без этого питерского апломба и интеллигентности, без этого носового прононса, голоса, ездящего мимо нот, и его благородной иронии обедневшего дворянина.
Как Майк повлиял лично на тебя?
Как-то в 1981 году Илья Смирнов (известный рок-журналист, автор книги "Время колокольчиков". -- Прим. ред.) принёс бобину с записями Цоя, "Аквариума" и "Зоопарка". И я как-то разом запомнила абсолютно все вещи Науменко, которые были там записаны. Слушая Майка, я подумала: "Ну вот надо же, можно ведь петь такую музыку на русском языке!" Это звучало как-то достойно, деликатно, нестыдно -- и абсолютно естественно. Видимо, Майк вообще в жизни был очень симпатичным человеком, это передавалось и его песням. Один человек сказал про Игги Попа: "Когда его слушаешь, кажется, что рука протягивается к тебе через океан". У меня от музыки Майка те же ощущения, только рука эта гораздо ближе -- из Питера тянется.
Что ты будешь петь на концерте?
Наверное, я не буду ничего специально выбирать. У меня мало песен, которые бы не подходили по духу для такого концерта. А ещё я хочу спеть майковский "Blues de Moscou". Представляешь, мало того что баба это споёт, так ещё и москвичка!"

Алексей Крижевский, Time out Москва №15'2005 (18.04.2005)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments