woody_alex (woody_alex) wrote,
woody_alex
woody_alex

Григорий Ревзин

ПРЕДВЫБОРНЫЕ МИГРАЦИИ
Русские подарили миру слово pogrom и сами теперь могут погромов не бояться. Во всяком случае, погромов европейского образца.

       Этим летом случились беспорядки в Лондоне, и думающие и чувствующие люди боятся, как бы и у нас чего такого не вышло. Предлагают выселить эмигрантов из России, потому что они производят нищету, паление нравов, жутко портят рынок труда в Москве, всячески свинячат и образуют банды. Некоторые либералы, правда, предлагают их не выселять, а применить к ним концепцию плавильного котла, чтобы у нас всё было как в Америке. Но это вряд ли получится, потому что в плавильном котле переплавляются не только те, кто приехал, но и те, кто уже и раньше тут жил, а какой дурак согласится плавиться с таджиками, чтобы из него получилось что-то среднее?
       Мне кажется, в отношении эмигрантов как-то затерялся исторический аспект. История с лондонскими беспорядками, а до того с парижскими, рассматривается как какой-то исключительный случай, свидетельствующий об упадке западной демократии и крахе политики мультикультурности. Но это же комедия какая-то.
       В юности я очень не любил Фридриха Энгельса. Он написал брошюрку "О положении рабочего класса в Англии", и уж мы её пилили-пилили, потому что я окончил исторический факультет и там без этого было нельзя. Так вот, там много об ирландцах. Ирландцы – это жуть какая-то. Не встраиваются в жизнь английских общин, некоторые вообще не работают, живут скученно в антисанитарных условиях и производят нищету и падение нравов, грязные, иноверцы (католики), английский-то знают не все и жутко портят рынок труда в Англии. Банды ирландские даже бывают, вот как. Их всех из Англии выселять надо, и тогда рабочему классу выйдет послабление, полагал Фридрих Фридрихович. Хотя сам жил с двумя ирландками, сёстрами Мэри и Лили Бёрнс, и был женат на обеих. Впрочем, он их и выселил из Англии, взяв с собой в Германию.
       Энгельс был коммунистом хотя бы в том смысле, что вместе с Марксом написал "Манифест коммунистической партии". А сейчас таджиков или кавказцев собираются выселить с либеральных позиций, что не лишено известной пикантности. Но вот ирландцы. Сейчас вряд ли кому-нибудь придёт в голову выселять их из Англии. Они там совершенно растворились и отличаются только тем, что у некоторых в начале фамилии стоит восхищённое "О!". И в истории масса таких случаев. Я имею в виду, что масса народов исторически переехала к другим народам, и там живут себе, как будто всегда так и было. При этом момент переезда всегда происходил не гладко.
       Сначала переезжают мужчины, работники. Некоторое время они живут себе, и все им радуются как законопослушным гражданам второго сорта. Но лет через десять они обрастают женщинами, что и произошло с арабами в Париже, турками в Берлине и десятком разных народов в Лондоне. А женщины – это существа двойственные. С одной стороны, женщина – жена и мать, и в этом своём качестве она совершенно соответствует законам того общества, куда переехала, потому что не может быть такого общества, которое не уважает жены и матери (я не беру сравнительно редких случаев многожёнства, как с Энгельсом). Больше того, как правило, она даже образцовая жена и мать, поскольку туземки в отношении образцовости поведения сильно им проигрывают из-за увлечённости общественными интересами и развлечениями. Но с другой стороны, женщина – ещё сестра и тётя. В качестве таковой она тянет за собой младших братьев и племянников, даёт им в доме мужа кров и еду, и им уже есть где жить и есть, не утруждая себя тяжёлой работой. Непутёвые младшие братья и племянники образуют антисоциальный этнический слой, и все оказываются ими крайне недовольны. Их всегда примерно 5-7% от общего числа эмигрантов, и так всегда бывает, и политика мультикультурности здесь совершенно ни при чём.
       Возьмите евреев, с ними всё наглядно. После раздела Польши Россия получила шесть миллионов подданных евреев. Это для России были иноверцы, они не знали русского языка, среди них царила жуткая нищета, скученность, антисанитария и т.д. Их нравы и обычаи вызывали у думающих и чувствующих людей совершенно такое же непонимание, как нравы и обычаи сегодняшних арабов в Европе, да и выглядели они похоже, и великая русская литература в лице Фёдора Достоевского явила нам впечатляющие примеры оголтелого антисемитизма, что несколько расходится с её в целом гуманистической природой. И что? Конечно, случались эксцессы, но за сто лет евреи социализовались. Правда, на ранних этапах этого процесса возникла существенная прослойка несоциализованных, и они ушли в революцию, где преизрядно напортачили.
       Но я об эксцессах. Имеются в виду погромы. Как известно, слово pogrom – это один из тех даров, которые великий и прекрасный русский язык дал другим европейским языкам, так же как dacha, samowar и bistro. Изначально это слово означало исключительно расправу с евреями, и, скажем, немцы, французы или испанцы были очень благодарны русским за это слово, потому что до наших погромов они уже пятьсот лет это делали, но не знали, как это назвать. Однако теперь слово имеет более широкое значение. Известны турецкие погромы армян, английские погромы ирландцев, и американские погромы ирландцев тоже, и даже ирландские погромы румын или еврейские погромы палестинцев – массу народа вообще таким образом по миру ухайдакали. Большая занимательная для любителей этого дела история. Но в ней действительно наступил совсем новый этап.
       Собственно, отличие нынешней ситуации заключается в том, что это не немцы громят турок, французы – арабов, а англичане – пакистанцев и филиппинцев, а вовсе наоборот. То есть всегда было принято, чтобы народы, которые изначально где-то жили, громили понаехавшие меньшинства, а теперь, наоборот – эти меньшинства раз за разом громят европейские столицы. Именно это рассматривается как крах политики и мультикультурности и закат европейской демократии.
       С точки зрения притирания народа к народу вообще-то не важно, кто кого громит, – это негативные издержки процесса, не имеющие никакого исторического смысла, в конце все друг к другу притираются и остаются только воспоминания, о которых неудобно вспоминать вслух. Но ситуативно это страшно интересно. кто кого громит. Я не очень понимаю позицию думающих и чувствующих людей, так переживающих по поводу лондонских или парижских эксцессов. На мой взгляд, это, напротив, должно наполнять наши сердца некоторой радостью и надеждой на лучшую долю.
       Замечено, что те, которые громят, всегда исходят из твёрдой уверенности в том, что их самих громить не будут. Таким образом, можно точно сказать, что турки в Германии, арабы во Франции, пакистанцы в Лондоне глубочайшим образом уверены, что им самим ничего не грозит. их права распрекрасно защищены. Это совершенно выдающийся результат защиты прав меньшинства. У них замечательные права, и они хотят ещё больше. Несмотря на то что они считают соответствующие европейские государства неправедными, эксплуататорскими, лживыми и подлыми, они совершенно точно, на уровне подсознания, убеждены, что их никто не тронет, а, наоборот, даст ещё больше.
       Возьмём нас. Как известно, российская ситуация отличается известной необычностью, вызванной, в частности, тем, что в России центральное правительство всегда занимается колонизацией своих собственных земель и своего собственного народа со всеми вытекающими последствиями. Оно этот народ не уважает, грабит, широко использует насилие и разные злоупотребления. Народ к этому попривык и уж так это и понимает, что чему быть, того не миновать. Он знает, что правительство его не уважает, и сам тоже не уважает правительство, с которым вынужден сожительствовать, ну то есть чувствует себя в отношении правительства примерно как арабы в Париже. И даже число совершенно не поддающихся социализации людей у нас похожее – 5-7%. Однако до бунтов дело, по счастью, не доходит.
       Даже больше того. Вот сейчас у нас будут выборы, и все единогласно проголосуют за партию воров и жуликов. Думающие и чувствующие люди находятся по этому поводу в большой грусти, хотя, глядя со стороны, стоит всё же изумиться тому, как ловко всё это удалось устроить. Ну ведь они же и правда голосуют! Как же это так всё вышло?
       А тут всё довольно просто. Русские и европейские выборы имеют совершенно разную природу. В Европе ты выбираешь своего представителя, а у нас – победителя. Там ты выбираешь человека или партию, которая в наибольшей степени выражает твои интересы. И ты точно знаешь, что тебе за это ничего не будет, даже если останешься в меньшинстве. А русские выборы – это вроде тотализатора, где тебе предлагается выбрать победителя. Не угадал – ну что же, теперь с тобой можно делать что угодно. Причём ведь тебе говорили, кто победит, государство точно всё объяснило. Не понял. Ну, твоё дело.
       Естественно, в этой ситуации дураков оказывается крайне немного, примерно 5-7%. И как бы нам помогла точная, стопроцентная, даже на уровне подсознания внедрённая уверенность, что нас не будут громить! Это бы ободрило колеблющихся, и даже, может быть, дураков стало бы и побольше. Но так не получается. Многие, кстати, изумляются, отчего это несогласных избивали на площадях 31-го числа, ведь их так мало! А потому и избивали, что иначе могло возникнуть совершенно неправильное впечатление, что тех, кто проиграет, бить не будут. Будут. Обязательно будут бить.
       Так что я хочу совершенно успокоить всех думающих и чувствующих людей относительно того, что у нас будут погромы как в Лондоне. Мы до них ещё не доросли. У нас ещё покамест могут быть погромы не как в Европе, а наоборот. У нас меньшинство не борется за свои права. Оно пытается как-то заранее вычислить победителя, чтобы потом не били.

GQ ноябрь 2011
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments